Mike (mishajedi) wrote,
Mike
mishajedi

Category:

Театр на чайной - вне зоны доступа

Написал рецензию на спектакль "Вне зоны доступа" в одесском "Театре на Чайной"
Пойдет в новый выпуск, наверное:

*******
Две молодые девушки заперты в темной комнате в компании чемоданов, свечек, приставной лестницы и 50 зрителей. Что дальше? Мысли о прошлом и будущем, любви и смерти, свете и тьме.
Так уж получилось, что перед тем, как пойти на спектакль Ирины Настасийчук и Янины Крыловой я смотрел несколько отрывков из постановок японского театра Но. Неподготовленному зрителю японский театр может показаться непонятным набором звуков и телодвижений, но даже он сможет почувствовать ту силу, которая сквозит в словах и жестах актеров.Слово, текст, возможно, не главный и уж точно не единственный выразительный метод театра. Зачастую важнее темпоритм, интонация, сценография – они гораздо сильнее способны воздействовать на человека, чем мысль, выраженная словами.
В одном из своих стихотворений Тютчев писал: «Мысль изреченная есть ложь» и театру приходится жить именно в таких условиях, когда сказанные слова изначально таят в себе возможность фальши. Другое дело – пластика или музыка. И то, и другое обращается к нашим потаенным чувствам, заставляет сбросить с себя шелуху притворства и снять маски, к которым люди так привыкли. Такой театр хватает тебя за шкирку и трясет, пока ты не будешь готов к восприятию.

Как рассказал еще перед представлением руководитель театра Александр Онищенко, «Вне зоны доступа» родился из пластических этюдов, которые девушкам было жаль бросать. Они самостоятельно написали, поставили и сыграли пьесу. С самого начала, в свете мерцающих фонарей актрисы будто проигрывают весь спектакль в миниатюре. Драматизм первого танца был столь силен, что я уже было подумал, что слов сегодня не будет в принципе.
«Вне зоны доступа» – спектакль, который выбивает из колеи. Этому способствует и камерность зала, и символизм театральной бутафории, и болезненность основной темы постановки.
Два человека, столь разных и в то же время столь близких друг другу, оказываются запертыми в зале ожидания. Что дальше – точно неизвестно, только догадки.

«Ты повернул глаза зрачками в душу,
А там повсюду черные следы,
И нечем вывести»
(«Гамлет», пер. Б.Пастернак)

Как я уже говорил – предметы декораций символичны. Так, сцена заставлена сумками, из которых героини достают собственные воспоминания; когда одна из девушек превращает другую в марионетку – то достает веревочки из скрипичного футляра; каждая из них выходит на сцену со свечкой, а заканчивается спектакль в зрительном зале.
Все это сильно отличается от большинства одесских постановок, вспоминается разве что спектакль «Соль» Эуженио Барба, который показывали в рамках фестиваля SEAS несколько лет назад.

«Вне зоны доступа» срывает покров обыденности и заставляет зрителей посмотреть внутрь себя. Это возможно благодаря, в первую очередь, искренности актрис, меткости их театральных приемов и чувству сопереживания, которое возникает ближе к завершению спектакля.
Сейчас, вспоминая спектакль, я понимаю, что итоговая мораль, без сомнения, имела место. Понимаю, что очень трудно удержаться от того, чтобы в итоге все-таки донести мысль. Но вчера вечером это меня не раздражало – слишком сильным и ярким было впечатление.
А в этом, как мне кажется, и заключается настоящий театр – заворожить зрителей настолько, позволить мысли авторов будто самой родиться внутри их души.
Subscribe

  • утро перед выборами

    Утро перед выборами В день, когда страна выбирает свой вектор развития, раньше всех встают школьные учителя и мелкие чиновники – именно им…

  • О книжке одного одессита

    <left>С большим интересом прочитал новую книжку Севы Непогодина. Вначале не покидает ощущение вторичности сюжета и главное героя. Потребление,…

  • Выступление Пелевина перед пиарщиками

     Виктор Пелевин спрашивает PRов В субботу 13 ноября состоялись очередные занятия в PR-лаборатории, созданной журналом «Советник» и факультетом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments